Биографическая справка
Cергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года
(30 декабря 1906 по старому стилю) в Житомире в семье учителя гимназии.
В 1909 году семья перебралась в Киев; вскоре после этого родители
разошлись. В 1916 году мать вновь вышла замуж и вместе с сыном и мужем
переехала в Одессу. В 1917 году мальчик поступил в гимназию, однако
началась революция, гимназию закрыли, и он стал заниматься самостоятельно
по гимназической программе с помощью матери и отчима. В 1921 году
в Одессе появился отряд гидросамолетов, и будущий конструктор увлекся
воздухоплаванием, а в 1923 году начал заниматься в планерном кружке.
В 1922-1924 годах Сергей Королев учился в стройпрофтехшколе. В 1924
году поступил на механический факультет Киевского политехнического
института, но, поскольку там не было открыто аэромеханическое отделение,
перешел в Московское высшее техническое училище им. Баумана на аэромеханический
факультет. С 1927 года работал в авиационной промышленности. В 1929
году Сергей Королев окончил МВТУ, защитив под руководством А.Н. Туполева
дипломный проект легкомоторного самолета СК-4, а в 1930 году - Московскую
школу летчиков-планеристов и пилотов-парителей.
В 1927-1930 годах он участвовал в планерных соревнованиях в Крыму
под Коктебелем, где летал сам и представлял свои планеры, в том числе
планер СК-3, специально сконструированный и построенный для исполнения
фигур высшего пилотажа. На СК-3 летчик В.Степанчонок впервые в мире
на безмоторном летательном аппарате сделал петлю Нестерова. В эти
же годы Королев пришел к мысли поставить на планер ракетный двигатель.
В 1930 году, работая в Центральном КБ завода им. В.Р. Менжинского,
в с августа 1931 года - в ЦАГИ, он создал ряд конструкций планеров
("Коктебель", "Красная звезда" и др.).
В начале 1930-х годов он стал одним из инициаторов создания при ОСОАВИАХИМе
Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая разработала и
запустила 17 августа 1933 года ракету "ГИРД-09" на гибридном топливе.
В сентябре 1933 года на базе Московской организации ГИРД и Ленинградской
газодинамической лаборатории (ГДЛ) был создан Реактивный научно-исследовательский
институт (РНИИ, впоследствии - НИИ-3, а затем НИИ-1) во главе с И.Клейменовым,
заместителем которого был назначен С. Королев.
В 1938 году по ложным обвинениям во вредительстве
были арестованы руководители и сотрудники РНИИ, в их числе и Сергей
Королев. 27 сентября 1938 года он был осужден на 10 лет заключения
в исправительно-трудовых лагерях строгого режима и отправлен на Колыму.
В 1939 году новое руководство НКВД решило организовать конструкторские
бюро, в которых должны были трудиться заключенные специалисты. В одно
из таких бюро, возглавляемое А.Туполевым, тоже заключенным, и был
направлен С. Королев. Этот коллектив занимался проектированием и созданием
пикирующего бомбардировщика Ту-2.
Вскоре после начала войны Особое техническое бюро Туполева эвакуировали
в Омск. В Омске Королев узнал, что в Казани аналогичное бюро занимается
ракетными ускорителями для бомбардировщика Пе-2 под руководством бывшего
сотрудника НИИ-3 Глушко. Королев добился перевода в Казань, где стал
заместителем Глушко.
В эти же годы он начал самостоятельно разрабатывать проект нового
аппарата – ракеты для полетов в стратосферу.
27 июля 1944 года по указу Президиума Верховного Совета СССР Королев
и ряд других сотрудников режимного КБ были досрочно освобождены со
снятием судимости. После окончания войны во второй половине 1945 года
Сергей Королев в числе других специалистов был командирован в Германию
для изучения немецкой техники. Особый интерес для него представляла
немецкая ракета V-2 (Фау-2), обладавшая дальностью полета ок. 300
км при стартовой массе ок. 13 т.
С 1946 года и до конца жизни Сергей Королев был Главным конструктором
баллистических ракет дальнего действия, ракетно-космических систем.
В середине 1950-х годов в КБ Королева была создана знаменитая Р-7
– двухступенчатая ракета, которая обеспечила достижение первой космической
скорости и возможность вывода на околоземную орбиту летательных аппаратов
массой в несколько тонн. Эта ракета (с ее помощью были выведены на
орбиту первые три спутника) затем была модифицирована и превращена
в трехступенчатую (для вывода «лунников» и полетов с человеком).